Песни не могут существовать сами по себе — они живут только в людях. Мы уже говорили о песне «Лили Марлен», знаменитого «шлягера всех времён и народов», слушали её в исполнении и немки Марлен Дитрих, не принявшей нацизм в родной стране, и англичанки Веры Линн, чей голос вдохновлял британских солдат на борьбу с нацизмом, слушали любопытные записи Иосифа Бродского и Фрэнка Синатры.

Виновата ли песня в том, что она была очень популярна и по другую сторону фронта?.. Певица Лале Андерсен, как ей казалось, пела о любви — о том, как солдат тоскует по любимой девушке и как он хочет к ней вернуться. Вернуться в мирное счастливое время, когда, как всем им казалось, всё было хорошо.

Всего лишь о любви… Да так, собственно, оно ведь и было.

В этом клипе в качестве музыкального фона как раз и звучит оригинальная версия песни «Лили Марлен» — именно в этом исполнении Лале Андерсен песню каждый вечер ждали и слушали миллионы солдат Вермахта. Под эту песню они набирались сил, чтобы наутро снова идти в бой. Чтобы снова и снова — убивать…

А фотографии, использованные в этом клипе, сделаны в Германии 1930-годов, сделаны в Праге, Варшаве, Бресте и Париже в 1939 и в 1940 годах, сделаны в Дрездене после англо-американских бомбардировок 1945 года. Есть там также и фронтовые фотографии.

Кадр из фильма Прага, Рим, Белград, Париж… Ханна Шигула в фильме «Лили Марлен»

«Но ведь это всего лишь песня!..» — растерянно произнесла главная героиня фильма Фассбиндера (в блестящем исполнении актрисы Ханны Шигулы), когда ей поставили в вину, что она поёт «Лили Марлен», любимую миллионами слушателей.

Фильм, конечно, не является детальной биографией Лале Андерсен, но во многом с нею перекликается. И точно так же запрещали эту песню, «ослабляющую боевой дух», и так же, несмотря на сверхпопулярность песни на всех фронтах, запрещали Лале Андерсен её исполнять, и так же вынуждены были снова разрешать её исполнение.

Ханна Шигула сыграла роль простой кабаретной певицы, доброй и наивной, волею судеб вознесённой на вершину славы и потом безжалостно сброшенной оттуда.

Рушится её мир, гибнут её друзья, а она и в условиях войны борется за своё счастье и пытается остаться и доброй, и человечной.

Песня «Лили Марлен» проходит через весь фильм. Вот послушайте звуковой фрагмент фильма: выступление певицы на очень мирном концерте режиссёр Фассбиндер сознательно перемежает кадрами военного безумия, разрушений и смерти.

Ханна Шигула

На очень многих афишах, рекламирующих фильм «Лили Марлен», героиня изображена на фоне свастики. Это не более чем пиар-ход. Никакого отношения к нацизму эта песня не имеет: всего лишь совпадение времени и места. Вот только пели её… всё-таки под свастикой. Это да…

Едва ли можно в самом начале разобрать, несёт тебя по дуге или же хоть и по касательной, но всё-таки — прямой. А уж когда эти линии заметно разойдутся, то зачастую бывает и поздно что-либо сделать: даже в безумии есть своя логика.

Как секунда всегда равна секунде, так и человек в любой момент равен самому себе. В довоенной Германии свастика ещё не была зловещим символом беды. Люди, обычные люди, — они просто жили сами по себе и, как и все и всегда, хотели для себя счастья. И кто знает: не варится ли, не булькает ли где и в наше время дьявольское варево, и не вырисовывается ли где-нибудь новая «свастика», вовсе даже на «ту» свастику не похожая…

Валентин Антонов, июнь 2007 года