«Чем чаще я встречал её в последние годы, тем больше поражало в ней несоответствие доброй улыбки с печалью, неизбывно застывшей в глазах»
(Иван Козловский)
![]() 1938 г. | Стоїть гора високая, Попід горою гай, гай… Зелений гай, густесенький, Неначе справді рай. Під гаєм в'ється річенька, Як скло вода блищить, Долиною зеленою Кудись вона біжить… Ой, річенько, голубонько! Як хвилечки твої, Пробігли дні щасливії І радощі мої!.. Як хороше, як весело На білім світі жить!.. Чого ж у мене серденько І мліє, і болить? Болить воно та журиться, Що вернеться весна, А молодість… не вернеться, Не вернеться вона! |
1901—1918. Севастополь
Согласно последней версии, основанной на архивных документах, родина Оксаны Петрусенко — город-герой Севастополь. Ксения Андреевна Бородавкина (Оксана Петрусенко — сценический псевдоним певицы, которым нарёк её муж, режиссёр Херсонского музыкально-драматического театра, где в начале 1919 года она спела свой первый спектакль) родилась в Севастополе в 1900-м году. Это стало известно совсем недавно. Сотрудник государственного архива Севастополя Д. П. Шевякина установила дату рождения и крещения выдающейся певицы. (Её отец А. Бородавкин родился в Харьковской губернии, и это давало повод долгое время считать местом её рождения родину отца — село Балаклею Змиевского уезда). Регистрационная книга церкви Всех Святых в Севастополе свидетельствует, что обряд крещения Оксаны совершил священник Андрей Григорьев. Семья её матери, Кулешовы, переехала в Севастополь из Орловской губернии. Дедушка Иван плотничал в порту. В годы революции 1905 года он был арестован по подозрению в связи с большевиками. Бабушка Евдокия вела нехитрое домашнее хозяйство. Мать Ксении Мария Ивановна работала по найму. Семье жилось нелегко. Отец умер, едва девочке исполнился годик, на родине, в Балаклее. По воспоминаниям родственников, будущая певица свой голос унаследовала от отца. Он замечательно пел украинские народные песни.
Мать, забрав детей, поселилась у родителей в Севастополе. Бедствовали и недоедали, и единственной отрадой в трудном детстве Оксаны оставалась песня.
Как-то, проходя по двору, военный капельмейстер услышал, как Ксюша, играя во дворе с его дочками, звонким голосом распевает весёлые песенки.
— Вашей девочке нужно учиться, — сказал он, встретив её маму. — Я помогу устроить её в гимназию. Пусть ходит туда с моими дочками.
Ксения старательно училась, хорошо рисовала, но больше всего любила петь. Её приняли в школьный хор и вскоре начали доверять сольные партии. Однажды старенький учитель, ранее преподававший в гимназии словесность и пение, услышав, как она поёт в хоре, предложил бесплатно обучать её нотной грамоте.
Кормильцами в семье были мама Мария Ивановна и сама Оксана. Ксении даже пришлось уйти из гимназии. После долгих поисков работы она устроилась на обувную фабрику. Сразу же записалась в кружок художественной самодеятельности при фабрике и в хор «Рада».
…Самые первые шаги в пении она сделала в хоре Покровского собора Севастополя и в самодеятельном хоре Георгия Загало. Об этом вспоминала троюродная сестра О. Петрусенко — К. Н. Ващук-Ващина, активная участница художественной самодеятельности в Севастополе, с 1935 года актриса Днепропетровского оперного театра. Репертуар хора составляли народные песни, отрывки из опер «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко и «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского. В годы революции хористы распевали и революционные песни. В Севастополе будущая примадонна разучила и свой первый дуэт — дуэт Недды и Сильвио из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». Её партнёром был матрос Дима Головин. Спустя годы народный артист, солист Большого театра Дмитрий Данилович Головин вспоминал, что их встреча и знакомство с Оксаной Петрусенко были необычны. Неподалеку от памятника Затопленным кораблям он заметил плывущую девушку, залюбовался ею, и вдруг девушка исчезла… Дмитрий бросился в воду. Как оказалось, она ударилась о камни, поранила ногу и потеряла сознание. Он помог ей прийти в себя. Так они подружились. Оказалось у них общее увлечение — пение.
Прибывший в то время в Севастополь Ф. Шаляпин набирал для своих концертов в этом городе хор из матросов и портовых рабочих. Дмитрий был в числе счастливцев. Он и Ксению уговорил пойти на прослушивание к самому Шаляпину. Как вспоминала потом О. Петрусенко, у самых дверей гостиничного номера Фёдора Ивановича она настолько оробела перед встречей с великим певцом, что просто убежала…
(Оксана Петрусенко и Дмитрий Головин встретились лет через пятнадцать, в марте 1931 года, на Урале. В Екатеринбургском театре оперы и балета шла «Тоска» Дж. Пуччини. Оксана Андреевна в то время была солисткой этого театра. Партия Тоски была одной из лучших её партий. Из Москвы по приглашению дирекции театра приехал исполнитель партии начальника тайной полиции Скарпиа Дмитрий Головин. Когда ей сообщили об этом, она воскликнула: «Дима!». Это была трогательная встреча и замечательный спектакль…)
Море и солнце Севастополя наполнили голос Ксении удивительной, неповторимой звонкостью, присущей только южным голосам, подобно итальянским, что позволяло сравнивать его с голосами знаменитых певиц — итальянок Марии Гальвани и Амелиты Гали Курчи.
Чем больше Оксана увлекалась художественной самодеятельностью, тем сильнее становилось желание посвятить себя сцене. Как раз тогда в Севастополе проходили концерты приехавшей на гастроли передвижной украинской труппы Степана Глазуненко. Его жена (ведущая актриса) Наталья Лучинская, слышавшая от местных меломанов о необыкновенном голосе Ксении Бородавкиной, предложила ей место в хоре. Лучинская много времени уделяла девушке, учила тонкостям актёрского искусства. Приближался день отъезда труппы. Ксения, боясь маминых слёз, упрёков и уговоров, решила тайно покинуть родительский дом. И вот она, глядя в окно двинувшегося поезда, сквозь слёзы увидела бегущую следом маму.
— Прощайте, мама, и простите меня! Я напишу и всё объясню! — высунувшись из окна, кричала Ксюша.
— Будь счастлива, дочка! Благословляю тебя! — услышала в ответ.
Начались гастроли труппы в разных городах Крыма. Ксения была счастлива — наконец-то она на профессиональной сцене! Но… заболела тифом, и труппа без неё продолжила гастроли.
1918—1925. Херсон—Киев.
Труппа Ивана Сагатовского
Неожиданно Оксана прочитала в газете объявление о наборе хористов в Херсонский государственный украинский театр, недавно основанный Юрием Шумским. Поздней осенью 1918 года Ксения, выписавшись из больницы, отправляется в Херсон. И вот она, худенькая и бедно одетая, в вылинявшем клетчатом платке, из-под которого видны едва отросшие после тифа волосы, с замиранием сердца входит в театр. Узнав, что штат уже укомплектован, девушка совершенно растерялась. Кто-то, проходя мимо, посоветовал обратиться к заведующему музыкальной частью Петру Бойченко. Тот сел за рояль и предложил ей что-нибудь пропеть. Под аккомпанемент удивлённого дирижёра Оксана пела одну песню за другой. «Нашёлся настоящий клад!» — ворвался он через мгновение в кабинет Ивана Сагатовского, директора театра.
Она работала, не зная отдыха. Бойченко помогал готовить выступления и… красиво ухаживал. И хотя он был немолод и совсем не похож на сценического героя, о встрече с которым мечтала девушка, уговорил стать его женой. Накануне её дебюта возник вопрос о неблагозвучности фамилии «Бородавкина». Бойченко предложил называть её Оксаной Петрусенко. (Петра Павловича в детстве отец ласково называл: «Петрусь», «Петрусенко»). Позже театральный псевдоним стал её фамилией.
Успех молодой певицы рос. Ей выпало счастье играть в десяти спектаклях с Панасом Саксаганским, приехавшим в Херсонский театр по приглашению И. Сагатовского. Между ними сразу же возникли дружеские отношения. С того времени она называла его отцом и учителем. А он окрестил её «украинским соловейком» и пригласил в Киев.
Через несколько лет, после того как не стало Бойченко и театр Сагатовского распался, Оксана, воспользовавшись приглашением, приезжает в Киев и поступает в музыкально-драматический институт имени Лысенко. Тогда же Оксана встретила и полюбила молодого и очень красивого артиста Одесского оперного театра — Мефодия Семенюту-Барило. Он внешне был похож на героев пьес, в которых она играла, но в жизни оказался эгоистом и пустым человеком. Уйдя от него, Оксана, не имея ни дома, ни денег, рискуя всем, в том числе театральной карьерой, 16 января 1925 года родила сына Владимира.
Она вынуждена была уйти из института и присоединиться к труппе Сагатовского, гастролировавшей в Калуге. Все актёры труппы помогают нянчить её двухмесячного Володю, поддерживают материально. Труппа с гастролями переезжает из одного города России в другой.
Летом 1925 года Оксана поехала в Харьковский оперный театр в надежде остаться там работать. Выдержала пробы, но работать так и не получилось. Главным дирижёром театра был Лев Петрович Штейнберг. Как у каждой неординарной личности, у него были свои «закидоны» — он любил брать певиц за нижнюю челюсть и приговаривать: «Молодец! Хорошо поёшь!». Когда после проб он подошёл к Оксане Петрусенко и попытался взять её, как и всех, она не стерпела и оттолкнула его. Девушка была рослая и сильная — дирижёр отлетел довольно далеко… Он обиженно вскочил и вынес приговор: «Вы не приняты в театр!». Оксана с маленьким ребёнком опять поехала к Сагатовскому в передвижную труппу.
Мастерство Оксаны росло. Сагатовский, принимая во внимание её вокальные данные, осмелился даже поставить оперетту «Сильва». И хотя дирижёр выбросил из неё все сложные части, «Самарская газета» написала, что «Сильва» прошла с венской лёгкостью».
В Казани на концерт украинской труппы пришли артисты и администрация местного оперного театра, наслышанные об Оксане Петрусенко. После выступления ей предложили стать солисткой оперной труппы театра. Она согласилась и начала готовиться к дебюту — роли Оксаны в опере Чайковского «Черевички». На роль Вакулы был приглашён из Свердловска драматический тенор Василий Москаленко. Оксана даже не предполагала, что в недалёком будущем партнёр по роли станет её партнёром по жизни.
1927—1929. Казань
Премьера оперы «Черевички» стала триумфом Оксаны Петрусенко. Потом были партии: Ярославны в опере «Князь Игорь», Наташи в «Русалке» Даргомыжского, Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, Маргариты в «Фаусте», Лизы в «Пиковой даме» и многие другие.
В это время Петрусенко немало занималась с профессиональными преподавателями, совершенствуя мастерство. Зрители и критика обращали внимание на то, что свои роли она не только поёт, но вживается в них, «достигая высокой степени художественной правды». Пела Оксана — и в кинотеатрах перед фильмами, и в многочисленных концертных программах — вместе с мужем, Василием Москаленко. Причём в афишах того времени фамилия Москаленко значилась первой. Популярность Петрусенко росла, а в Казани её начали называть «украинский соловушка». Осенью 1928 года в Казань из Харькова приехал дирижировать Лев Петрович Штейнберг. Он узнал её, похвалил за удачное выступление, очень сожалея, что так вышло в Харькове три года назад, и расстались они друзьями. Не раз потом их творческие пути пересекались, и Лев Петрович сделал немало хорошего для Оксаны.
1929—1931. Свердловск
Осенью 1929 года Петрусенко переманили в Свердловский оперный театр на роли драматического сопрано. Там и расправил крылья её талант. Но возникали проблемы.
Петрусенко ещё не была «репертуарной певицей» — знала не так уж много оперных партий, а те, которые знала, пела на казанских сценах всего лишь по нескольку раз. Об этом она сама честно сказала директору Свердловского театра. Он хоть и удивился, но был приятно поражен её откровенностью и честностью.
Василий Москаленко раньше уже работал в Свердловске, и здесь понимали, что главные партии он петь не может. Поэтому брали в театр, прежде всего, Оксану, а Василий шёл на второстепенные роли.
Первые три месяца Петрусенко пела лишь в «Черевичках» Чайковского. На другие главные роли приглашали певиц из Москвы и Ленинграда. Под руководством хороших педагогов Петрусенко продолжала работать над репертуаром. Через три месяца она пела главные партии во всех спектаклях, и пела чудесно. Свердловский период был недолгим, но важным для совершенствования Петрусенко как оперной певицы.
Всё новый и новый оперный репертуар, всё более сложные и серьёзные партии. А любимыми оставались Аида и Тоска, Наталка-Полтавка и Одарка. Вторые две — её родный дом, её украинский характер, неунывающий, озорной, оптимистичный, невзирая на личные драмы.
Следующий адрес — Самара. Сюда пришлось перебраться только потому, что там дали возможность петь Василию Москаленко, весьма заурядному тенору. Зато Оксана уже слыла примой.
1931—1934. Самара
Переезд в Самару многим показался очевидным, но малопонятным шагом назад для Петрусенко как певицы. В 1931 году в Самаре была организована «Средневолжская краевая государственная опера». Василий Москаленко, певший в Свердловске второстепенные партии, надеялся, что в Самаре его таланта хватит и на первые роли. Он и стал главным инициатором переезда.
Когда рождался Самарский оперный, дирекция театра пригласила в формируемую труппу многих молодых талантливых певцов. Безусловно, самой яркой звездой в том первом составе стала 30-летняя ведущая солистка Оксана Петрусенко. В Самаре она дебютировала в партии Аиды в одноимённой опере Верди и сразу же стала любимицей самарской публики. Петрусенко пела лирические, колоратурные, лирико-драматические партии, выступала в концертах, исполняла украинские народные песни. Но в целом репертуар был слабый, часто спектакли держались лишь на голосе Петрусенко. А вскоре в театре появился режиссёр-новатор Варламов, который видел образы своих героев в «социально-карикатурном аспекте». Как следствие — ашхабадские гастроли 1932 года завершились полным провалом. Лишь в третьем своём самарском сезоне Оксана исполнила партию Купавы в «Снегурочке» так, как она играла в Свердловске, а не в трактовке Варламова. И это принесло ей громкий успех.
Как вспоминает пожилая самарянка Вера Григорьевна Мельниченко, «Оксану в Самаре любили, на неё ходили, мы ею были просто очарованы…». Самарские годы стали в жизни этого «украинского соловейчика», как с восхищением называли Петрусенко её поклонники и почитатели, годами подлинного творческого расцвета и подъёма.
Именно в Самаре Петрусенко познакомилась с выдающейся русской певицей Надеждой Васильевной Неждановой, сказав ей при этом: «Я украинка, родилась в Кривой Балке, в трёх километрах от Одессы» (ещё одна версия?). Так прошло ещё четыре года.
В 1934 году столицу Украины из Харькова переводят в Киев. Оксана Петрусенко написала письмо в Киевский оперный театр.
У неё дважды были приглашения в Большой театр, её настоятельно звали в Ленинградскую оперу. Но Оксану не покидает мечта вернуться в Киев. Наконец-то она получает из Киевского театра оперы и балета приглашение на прослушивание. Исполняется её мечта: она принята солисткой! Вместе с ней принят и Москаленко. Сразу же был решён и квартирный вопрос — им дали ключи от однокомнатной квартиры на Печерске.
1934—1940. Киев
В июле 1934-го она пришла в Оперный театр, где в то время блистали Зоя Гайдай, Александра Ропская, Зоя Гончарова, Юрий Кипоренко-Даманский. Её приняли с первого прослушивания. Но слава и признание у киевлян не дались столь легко, как в других местах: в Киеве Петрусенко сперва полюбили и оценили как исполнительницу народных песен, романсов. Высокая, статная, с грустью в огромных глазах, она так трепетно и щемяще исполняла украинские песни, что зал сперва рыдал, а потом взрывался бурей восторга. А Петрусенко, как и раньше не умея отказывать публике, выходила на «бис» и в клубах, и в заводских актовых залах столько раз, сколько просили слушатели. Её обожал и боготворил Киев. Но в театре успех всё ещё заставлял себя ждать…
Параллельно с концертной работой Петрусенко совершенствовала оперный репертуар, который в то время необходимо было исполнять на украинском языке. Очень помогал ей в этой работе Максим Рыльский, который переводил тексты на украинский язык, пересматривал старые переводы, стремился к достойному звучанию украинского языка.
Залы во время выступлений Оксаны Петрусенко всегда были переполнены, а музыкальные критики замалчивали её творчество вплоть до марта 1936 года. Она была не академической певицей, а самобытной. Поэтому многие специалисты соглашались, что она непревзойденно поёт народные песни, очень удачно поёт в украинском репертуаре, но её исполнения классического оперного репертуара не признавали. Споры между музыковедами продолжаются до сих пор.
Зрители её любили, а вот коллеги — не всегда. В марте 1935 года в своём дневнике Оксана писала: «Возненавидела группа нечестивых меня за мою сценическую и вокальную одарённость — моя работа, мои успехи спать им не дают. Но если прозевали моё восхождение и на производстве, и в общественной работе, то тяжело назад оттянуть — слишком яркая я единица в глазах общественности. А копают яму под меня сильно. Меня тяжело шлёпнуть…». «Шлёпнуть» в те дни не осмелились, поскольку об Оксане Петрусенко и её партнере по сцене Михаиле Донце заботились авторитетные партийные руководители Панас Любченко и Андрей Хвыля.
А врагов было немало. И первая из них — очень известная в то время оперная певица Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут, которая видела в Оксане конкурентку и «необразованную провинциалку».
Триумф случился во время декады украинского искусства и культуры в Москве, в марте 1936 года. Подготовили «Наталку», «Запорожца» и «Снегурочку». Открывать декаду поручили Зое Гайдай и Литвиненко-Вольгемут. Но на сборном общем концерте с отдельными номерами и украинскими песнями доверили петь Петрусенко. В Большом ей устроили такой приём, что руководители делегации отдали Оксане Петрусенко первый выход и в «Наталке», и в «Запорожце». Она потеснила великих партнёрш. И тут же, после одного из спектаклей… отказалась подписать контракт с Большим театром. «Мне неловко подводить киевлян, ведь я только туда пришла», — что-то подобное услышали главреж и главный дирижёр главного театра СССР. Домой она вернулась заслуженной артисткой Украины, с орденом «Знак Почета».
Радость от признания омрачается семейными неурядицами. Всё хуже становятся отношения с Москаленко — он не хочет оставаться на втором плане, не может смириться с успехами Оксаны. Даже в присутствии коллег позволяет себе оскорбить, унизить жену. Не выдержав, она решает с ним расстаться. Но, несмотря ни на что, не чувствует себя несчастной, ведь у неё есть сын! Володя хорошо учится, любит маму и очень гордится ею. За её успехами следят все его одноклассники, и особенно его знакомая Аллочка Педченко, которая буквально боготворит Оксану Андреевну.
А в театре — работа и только работа. В репертуар включены «Тоска», «Севильский цирюльник», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и др. Готовятся премьеры «Тихий Дон», «Тарас Бульба», «Алеко», и почти во всех спектаклях поёт Оксана Петрусенко.
Четыре следующих года были сплошным успехом. Она пела в опере, гастролировала, выступала с сольными концертами, записывала грампластинки. Увы — только отдельные арии из опер и, в основном, народные песни. Удивительно, но до сих нет компакт-дисков с записями Петрусенко!
Обстоятельства жизни и творчества в театрах меняются быстро. Конец 30-х — время доносов, подножек и клеветы…
Поднялась волна репрессий на Украине и, в частности, среди высшего руководства. Были арестованы Андрей Хвыля, который опекал Петрусенко, Иона Якир, застрелился Панас Любченко. Некому стало защитить Оксану от её «заклятых друзей». Арестовали директора оперного театра Я. Яновского. Говорят, что он был замечательным человеком, все его любили и уважали, но на допросах он оговорил всех. О Петрусенко Яновский сказал, что она была человеком, близким к Панасу Любченко, бывала у него дома, тот подвозил её на автомобиле и обещал поездку в Италию. В те времена это было смертельное обвинение. Коллеги начали избегать Оксану. Ей пришлось самой себя гримировать, в антрактах к ней тоже никто не подходил.
В июле 1937 года Оксана узнала, что её увольняют из театра. Её охватило отчаяние, и она попыталась даже наложить на себя руки. Подруга, Алла Алексеевна Бегичева, приехавшая из Москвы, увидела Оксану с петлёй на шее. Той же ночью обе они тайно покинули Киев и отправились в Москву. К кому она обращалась в Москве — это неизвестно, но только в Киевском театре её вскоре восстановили.
В 1939 году, после воссоединения с Западной Украиной, Оксана Андреевна приезжает с коллективом театра на гастроли во Львов. Тогда же встречает она и свою новую любовь — Андрея Ананьевича Чеканюка, редактора газеты «Коммунист», члена ЦК КП Украины. Моложе Оксаны на 6 лет, Чеканюк имел семью и двоих детей, и ещё он не хотел портить карьеру. Оксана Петрусенко не стала рушить его жизнь, хоть и ждала ребёнка…
В Киеве появился отец Володи Петрусенко, Мефодий Семенюта. Приехал к Оксане, знаменитой, прославленной, обласканной сильными мира сего. И каждый день атаковал её своей любовью, обретал заново сына, гулял с ним по городу, водил в цирк, а вечерами умолял: «Вернись ради сына». Она сказала ему о своей беременности… Он и эту проблему воспринял легко — просто, мол, Володе будет веселей расти рядом с кем-то, а ребёнка-де он усыновит.
(Узнав о её смерти, М. Семенюта тотчас забыл обо всех своих клятвах, забыл о ней, об осиротевшем сыне. И уже на следующий день он купит обратный билет и никогда больше не увидит Володи, не спросит о нём, не напишет близким, не узнает, что двадцатилетний юноша умрёт в эвакуации, что, оставшись один-одинёшенек, будет спасаться от болезни, продавать материнские костюмы, платья, украшения за ту цену, что ему назовут: за полкило масла, за литр молока, за буханку хлеба).
Ей было уже 40 лет, она наблюдалась у знаменитого киевского акушера-гинеколога Лурье, и у него же в клинике на бульваре Шевченко Оксана Петрусенко родила сына.
8 июля 1940 года появился на свет сын Алик (Александр). Цветы, поздравления и передачи от коллег и знакомых. Утром, на восьмой день после родов, Оксана Андреевна передала записку приехавшей её навестить Нине Скоробогатько (концертмейстеру и подруге) с радостным известием о выписке и с перечнем вещей, которые нужно будет принести. Но в тот же день ей неожиданно становится плохо. Врачи ничего не смогли сделать: тромб закупорил коронарные сосуды (официальная версия), и наступила мгновенная смерть.
Что же произошло? Роды были нормальными. В своей записке она попросила сварить дома борщ да побольше положить в него петрушки — мол, малышу это полезно. В полдник ей подали стакан простокваши. И почти сразу наступила смерть Оксаны, никогда не знавшей, как болит сердце…
Кончина любимейшей певицы вызвала немало толков и пересудов. Люди не желали верить в какой-то там банальный тромб. Даже спустя годы не иссякли подозрения и предположения, что гибель молодой женщины в расцвете лет и славы, на пике признания, была подстроенной… Но никаких тому свидетельств нет до сих пор.
В стотысячной толпе людей, что заполнила всю дорогу до кладбища и шла за усыпанным цветами катафалком Оксаны Петрусенко, её возлюбленных не было. Провожал её в последний путь весь Киев, вся Украина — но без них.
Слева вы видите фотографию памятника, установленного на могиле Оксаны Петрусенко на Байковом кладбище. Неправильно указан год рождения — 1901-й. Там же значится, что Оксана Андреевна — народная артистка СССР. Но не было у неё этого официального звания — за год до смерти она стала-таки народной артисткой, но только лишь Украины. Впрочем, Оксана Петрусенко, по той любви и восхищению, которое вызывало её искусство, — поистине народная артистка всего Союза. Так что считать большой ошибкой эту надпись на памятнике всё же не стоит…
После смерти Оксаны Петрусенко 15-летнего Володю и новорождённого Александра-Алика забрала к себе Нина Скоробогатько. В начале войны оперный театр эвакуировали в Уфу, а затем в Иркутск, и она с детьми уехала туда же. Время было тяжёлое — холод, недоедание, отсутствие медикаментов. Володя пережил свою маму всего на четыре года: он умер от туберкулёза и похоронен в Иркутске. После войны Нина Ивановна с маленьким Аликом возвратилась в Киев. Ей нелегко было растить слабого, болезненного ребёнка — оставшись без матери, он болел туберкулёзом позвоночника, до 9 лет не ходил, а потом всю жизнь носил корсет. Помогала Алла Педченко, бывшая Володина знакомая, поклонница таланта Оксаны Андреевны. Она доставала дефицитные лекарства, привозила врачей. Алик, несмотря на болезнь, хорошо учился, увлекался биологией. После школы он поступил в университет, а затем — в аспирантуру. Алла Георгиевна умерла в 2003-м году.
Андрей Чеканюк сына признавать не захотел. Когда в голодном 1946-м году Алла Педченко привела Александра к его отцу, он выгнал их из кабинета. Алла на улице просила милостыню, чтобы спасти сына партийного работника и славной певицы. В 1968-м году Андрей Чеканюк был уже на самой вершине карьеры: депутат, академик, член ЦК КП Украины. Однажды он побывал с делегацией в институте, где работал тогда его сын. Александр водил своего отца по институту, но кто он — так не сказал, не простил ему голодного 1946-й года.
В 1972 году Александр Петрусенко защитил кандидатскую диссертацию. На банкете оказался и друг его отца. Он позвонил Чеканюку и сказал, что его сын с блеском защитился. Чеканюк сухо поблагодарил за информацию и положил трубку.
Александр Петрусенко умер в 1999 году. Похоронили его так, как он и хотел — рядом с матерью. У него осталось двое детей, Владимир и Оксана, и внуки — Елизавета и Андрей.
Творчество Оксаны Петрусенко
Среди партий западноевропейских композиторов: Джильда и Аида («Риголетто», «Аида» Дж. Верди), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Галька («Галька» С. Монюшко), Валентина («Гугеноты» Дж. Мейербера), Тоска и Турандот(«Тоска», «Турандот» Дж. Пуччини), Джульетта, Антония («Сказки Гофмана Ж. Оффенбаха).
Партии в операх русских композиторов: Оксана, Татьяна, Лиза, Мария («Черевички», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского), Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Горислава («Руслан и Людмила» М. Глинки), Наташа («Русалка» А. Даргомыжского), Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Купава и Милитриса («Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Земфира («Алеко» С. Рахманинова).
Среди партий в операх советских композиторов: Волконская и Наташа Рылеева («Декабристы» В. Золотарёва), Наталья («В бурю» Т. Хренникова), Лушка («Поднятая целина» И. Дзержинского).
В её репертуаре были: Сильва в оперетте И. Кальмана «Сильва», София в «Цыганском бароне» Й. Штрауса, Клеретта в «Дочери мадам Анго» Ш. Лекока. В концертах она исполняла арии из опер Р. Вагнера, Дж. Россини, Л. Делиба, Дж. Верди.
На фото — Оксана Петрусенко в ролях Лизы, Тоски, Наталки, Ярославны, Аиды, Кармен, Русалки (нажмите на изображения, чтобы увидеть фотографии целиком):
Нажмите на изображения для увеличения
Между прочим, города России, в оперных театрах которых развивался талант певицы — Казань, Екатеринбург, Самара — гордились О. Петрусенко-Аидой. В Самаре её так и прозвали — «Аида». Рабыня и дочь царя гармонично соединялись в ней. Недаром казанские знатоки оперы, (а уж им-то, землякам Шаляпина, посчастливилось слушать лучшие голоса не только русских певцов, но и зарубежных гастролёров), говорили, что даже великий Верди мог бы заслушаться пением Оксаны Петрусенко. Не раз она сама говорила, что образ Аиды очень близок ей и что, играя эту героиню, она забывает обо всём на свете. Любовь к страдающей родине — вот главный нерв этой одной из лучших вердиевских партий сопрано.
Все, кто слушал романсы П. Чайковского в исполнении Оксаны Петрусенко, говорили о неповторимости её трактовки. Увы, лишь один из его романсов, «Я ли в поле да не травушка была», остался на довоенной пробной пластинке. Впрочем, вообще можно лишь сокрушаться по поводу отсутствия записей её огромного оперного и камерного репертуара. В 1961 году Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила долгоиграющую пластинку «Украинские песни в исполнении Оксаны Петрусенко». В 1973 году — вторую пластинку-гигант «Поёт Оксана Петрусенко», которая тоже представила исключительно украинский репертуар певицы. Это и послужило поводом для многих считать Оксану Петрусенко лишь исполнительницей украинских народных песен. А она ведь была выдающейся оперной певицей! Её драгоценный голос звучал в театрах России, им восторгался весь Советский Союз.
При составлении биографии Оксаны Петрусенко были использованы материалы следующих изданий и веб-сайтов:
Независимый сайт диаспоры «Украинцы России» (на украинском языке)
Газета «Сегодня», Киев, 18 февраля 2005 г.
Газета «Событие», Харьков, № 17, 5—11 ноября 2005 г.
Газета «Киевские ведомости», № 197 (3583), 22 сентября 2005 г.
Сайт «Графская пристань», Севастополь
«Самарские известия», 1999 г.
«Cтранная смерть Оксаны Петрусенко». Газета «Зеркало недели», Киев, № 4 (17), 28 января — 3 февраля 1995 г.
«Симфония жизни и смерти Оксаны Петрусенко». Газета «Зеркало недели», Киев, № 8 (281), 26 февраля — 3 марта 2000 г.
Продолжение рассказа об Оксане Петрусенко читайте в рубрике «Время и судьбы»
Палома, июнь 2006 года