Пятнадцать голых баб

Во избежание недоразумений я должен сразу же и решительно заявить, что ни в коей мере не являюсь не то что бы знатоком, но даже и просто фанатом современного рока. Поэтому легко можно себе представить то потрясение, которое я испытал, впервые услышав эту песню: я немедленно переключил устройство воспроизведения в циклический режим и раз за разом напряжённо вслушивался в это взволнованное, страстное, я бы даже сказал — трепетное, — исполнение Бориса Гребенщикова. Собственно говоря, меня поразила отнюдь не мелодия и даже не слова, а вот именно сама манера исполнения: это был открытый вызов моему умеренно рационалистическому сознанию. «Чёрт возьми, — думал я, — но ведь нельзя же быть таким бесчувственным сфинксом, таким дубовым поленом, таким киноаксакалом! Вот ведь человек явно же пытается достучаться до моей души, буквально ломится в неё, буквально кричит: „Ратуйте!..“, — а я словно бы в рыцарские доспехи превратился и ничего не могу услышать! Да что ж его так расстроило-то?!».

Разумеется, речь идёт о песне под названием «Пятнадцать голых баб», отобранной в серию «Grand Collection» в числе лучшей двадцатки группы «Аквариум» — это если не считать там «Канцону и танец» с давней пластинки В. Ф. Вавилова (за подробностями обратитесь к статье «Под-над небом голубым…»). Бросим взгляд на текст, одновременно вспоминая и мелодию:

Что толку быть собой,
Не ведая стыда,
Когда пятнадцать баб
Резвятся у пруда…
Нагие поезда,
Пустые города,
Пришедшие, увы,
В упадок навсегда!

Что толку быть тобой,
Бесстыжая звезда,
Когда пятнадцать баб
Умчатся в никуда…
Нагие поезда,
Горелая вода,
Пришедшая, увы,
В упадок навсегда!
Что толку быть в тебе,
Горелая вода,
Когда пятнадцать баб
Вернутся навсегда…
Чужая борода,
Жестокая орда,
Пришедшая, увы!
Пришедшая, увы…

Что толку просто быть,
Жестокая орда,
И бабы у пруда
Не ведают стыда…
Нагие поезда,
Пустые города,
Пришедшие, увы,
В упадок навсегда!

Увы, увы, увы! Всё сразу пришло в упадок и в негодность. Города опустели, вода подгорела, бабы совсем потеряли совесть, но что особенно удручает — что с ними прикажете делать, если они вдруг захотят вернуться?!

Кошмар. Апокалипсис. Незабвенный Бубликов под лестницей (из фильма «Служебный роман»).

Спев первый куплет тихо, задушевно и проникновенно, Борис Борисович постепенно разошёлся, его голос окреп и к концу песни стал предельно тревожным и взволнованным.

В поисках причины столь неадекватной страстности именитого исполнителя я обратился к воспоминаниям автора приведённого выше текста, Анатолия Гуницкого, более известного под именем «Джордж» (в предисловии к книжке «Крюкообразность — мой девиз»):

… В году этак 1990 (примерно!) я забрёл однажды в ДК Связи, где тогда АКВАРИУМ репетировал. И Боб неожиданно для меня (а может быть, и для себя самого) попросил меня написать что-нибудь про голых баб. Потом я отправился дальше, по каким-то там своим делам, но к тому моменту, когда я вышел из ДК Связи, у меня вдруг закрутились в сознании некие классные строки, и в тот же день я сочинил текст. Буквально через пару-тройку дней Боб написал песню про «Пятнадцать баб», мне даже довелось присутствовать при первоначальной и оченно черновой записи…

«Что-нибудь про голых баб…» — ну, хорошо… а поезда-то откуда взялись? Вода, орда и борода?..

Неисповедимы творческие пути художника. Некоторые дальнейшие пояснения сам Джордж дал на внутренней стороне обложки своего диска «Река Оккервиль» (2002). Читаем:

… Принято считать, что тексты этих песен, автором которых как бы являюсь я, созданы в абсурдистской манере. С одной стороны, это вроде бы так, но… ежели прежде (в семидесято-восьмидесято-девяностые) я сам считал абсурдизм эдакой эстетической манерой отражения так называемой действительности, то теперь мне кажется, что и абсурд, и действительность практически полностью адекватны друг другу. А разве нет?..

Кто бы спорил. Они-то практически полностью адекватны… Между прочим, упомянутый альбом состоит из ряда вставных номеров типа «стихи плюс песня», и вот там «Пятнадцати голым бабам» в исполнении Бориса Гребенщикова — непосредственно предшествует следующее стихотворение Анатолия Гуницкого в исполнении автора:

Киви, бананы, Дракула,
Девушка Виолет.
Трепетный череп раковый,
Хор неземных планет.

Всё это нам подарено
В сумрачном полусне.
Сотни чертей поджаренных
Ползают по стене.
Если в долине каменной
Дремлют глаза богов —
Значит, вкрутую сваренный,
Кончился век снегов.

Плачет дракон прирученный,
Ничему не обученный.

«Ничему не обученный»… Вообще-то, они славные ребята, если только вчитаться в их интервью. И песни у них славные, и стихи у них славные, если только относиться к ним «адекватно». Так и хочется написать что-нибудь этакое. Но лучше-ка я стащу со стола Паломы уже готовые стихи:

Что толку быть с собой,
Не ведая стыда,
Когда пятнадцать баб
Резвятся у пруда?
Нагие? О, да-да!
Пустые? Не всегда.
Пришедшие?.. Увы?..
В упадок?.. Никогда!

Что толку быть с тобой,
Бесстыжая звезда,
Когда пятнадцать баб
Умчатся в никуда?
Чужие — не беда,
Ушедшие — куда?
Пришедшие, как мы,
В упадок навсегда!
Что толку быть в тебе,
Погасшая звезда,
Когда пятнадцать баб
Вернутся вдруг сюда?
Чужая борода —
Ну да, ну да, ну да…
Пришедшая — увы,
Пришедшая — увы…

Что толку просто быть,
Сегодня — как всегда?
Ведь бабы никогда
Не ведают стыда.
Пустые — это да,
Нагие — как когда…
И рифма к «поезда»
Совсем уж не «звезда»!

Разумеется, здесь есть хоть какой-то смысл. Именно поэтому пародия и не дотягивает до уровня оригинала, ибо главный смысл должен заключаться в его полном отсутствии. И нужен недюжинный талант, чтобы писать безо всякого смысла. Бесспорно…

Ой, да я совсем плохой стал! В горячке мы ведь забыли прослушать темпераментное исполнение Бориса Борисовича Гребенщикова.

Срочно слушаем — «Пятнадцать голых баб» из альбома «Письма капитана Воронина»:

При желании скачать эту запись — нажмите сюда.

Валентин Антонов, май 2007 года