Дождя пелена косая. Пропитано всё водой. А ты под дождём босая стоишь, протянув ладонь. Усталостью смяты плечи. Мертвы на губах слова… Такою тебя под вечер художник нарисовал. | Мутная, нерастревоженная, серая акварель. Он плакал, старый художник, судьбы не поняв твоей. Но я за осенней мглою вижу тебя другой: с поднятой головою идёшь ты в последний бой. |
«Это он не о вас — о себе…»
1953 год
Октябрь. Петроград, возбуждённый осенний… Не на наших глазах совершалось начало, не видело Ленина моё поколение и в Смольном в ту ночь на посту не стояло. Не нас посылал он с матросами к Зимнему, заревом наступленья объятому; не мы сражались с Ленина именем под Перекопом и под Кронштадтом. Моё поколение выросло позже, оно в колыбелях ещё лежало, когда Москва на Красную площадь в молчанье торжественно его провожала. Герои того сурового племени, овеянные революции ветром, мальчишкам рассказывали о Ленине тепло, как о самом большом и светлом. | ![]() |
И эту любовь, растя и испытывая, стараясь ему подражать во всём, я больше всего мальчишкой завидовал тем, кто с Лениным был знаком, тем, кого посылал он к Зимнему, руки кому пожимал горячо, кто умирал с этим светлым именем, с мужеством, данным ему Ильичом. | Нет, неспроста, в повседневном горении жизнь к коммунизму трудом торопя, с самого детства моё поколение ленинцами называет себя. Ведь для него, боевого и чистого, приближающего дальние дали, высшее счастье — быть коммунистами такими, как Ленин, такими, как Сталин. |
«Моё поколение»
И в этом бою неистовом рождается и встаёт в поступи коммунистов будущее твоё. Я всюду тебя встречаю, хоть ты от меня далека: и в голубиных стаях, рвущихся в облака, | и в кулаках матросских, и в играх твоих детей, и в честных глазах подростка, продающего «Юманите». Грустить, художник, не надо, вглядись-ка в осенний дым: женщина с баррикады стоит за холстом твоим. |
«Моя Франция»
1954 год
Весна — не только ледоход и грозы, и тёплый ветер на лице твоём, апрельских звёзд бесчисленная россыпь, и первый гимн, пропетый соловьем. Знакомые весенние дары… Наш город стал совсем неузнаваем: ещё вчера спешили маляры, кистями разноцветными играя, и мостовую дворники мели. Но вот звезда последняя погасла, и улицы внезапно шёлком красным, знаменным шёлком буйно зацвели. Но, проходя по городу в колоннах и вдохновеньем творчества горя, мы не забыли тех, что под знамёна вставали в те года, до Октября; вставали, как в сражениях встают, встречая испытание любое… Они любили Родину свою горячей, неизменною любовью, | любили жизнь, а им — петля и кнут, сибирский плен суровый и далёкий, и люди, полюбившие Весну, шагали по Владимирской дороге. Лихая смерть смотрела им в глаза, над ними тучи сумрачно висели. Их жаркой крови падала роса на майскую нетронутую зелень. Нет, памяти о них года не скроют, и гул боёв минувших не затих: ведь мы любить учились у героев, И мужеству учились мы у них, у них, великих, и у них, безвестных, у них, добром помянутых не раз… Они идут сегодня с нами вместе, они во всём, что окружает нас: в строительства размахе и величье, в расцветших яблонь утреннем дыму и в том, что мы хозяевами нынче по городу проходим своему. |
«Весеннее»
… И каждый смотрит в темноту ночную, как будто разглядеть стремится там свою надежду давнюю, живую, не сдавшуюся пыткам и годам. И вот уж за спиною вёрсты странствий, вот, наконец, гремит гудка раскат… Мелькнуло Подмосковье. Здравствуй! Здравствуй! В рассветной дымке вставшая Москва.
Высокий негр улыбкою светлеет, испанец руку сжал в кулак свою, как будто перед матерью своею немую клятву дав стоять в бою. Москва! Москва! Их будущее в этом. Их этот новый мир спаял, сроднив. Они отсюда понесут по свету своих сердец зажжённые огни.
«Гости»
1955 год
Мы приходим к нему за советом, приходим за помощью и в прозрачное утро, и в полдень, а бывает, и полночью. Он выходит навстречу, всегда аккуратен и собран, невысокого роста, приветлив и скромно одет: крепко жмёт тебе руку, и смотрит знакомо и добро, и совсем по-домашнему вводит к себе в кабинет.
Тонко звякает ложка в стакане остывшего чая. Вот рассветный дымок за окном тишину обволок; а беседа течёт, до последней звезды не стихая, входит в самое сердце знакомый его говорок. Мы встречаемся с ним ежедневно, и в будни, и в праздники, может быть, и не так, не по строчкам стиха моего, и, наверно, у всех эти встречи проходят по-разному, но попробуй представить себя хоть на миг без него.
И когда нам в дороге порою приходится трудно, если горек туман, если парус едва не поник, разве мы не приходим к нему — чтобы ветер попутный, чтобы силу извлечь из испытанных временем книг. Всё, что создано нами прекрасного, создано с Лениным, всё, что пройдено было великого, пройдено с ним… Он приходит, простой и любимый, сквозь все поколения, начиная свой путь из далекой симбирской весны.
«Ленин»
В этот день, улыбаясь листвою зелёной, даже в самую даль пробивается май. В этот день вся земля расцветает знамёнами, словно это весна их раскрыла сама. И по улицам всех городов и местечек разливаются морем весенние речи.
Только в штабах войны, затаившись, молчат. И укрывшимся там, в глубине за бетоном, до чего ж ненавистен разлив кумача и идущие майской дорогой колонны. Им бы мраком тюрьмы, им бы громом войны задушить, уничтожить весеннее шествие… Но всё ярче, светлее улыбка весны, всё чеканнее поступь людей и торжественней. Если ж вдруг поджигатели, сталью гремя, вновь надумают ринуться к нам за кордоны, пусть им вспомнится эта большая семья, боевыми знаменами осенённая.
«Под знамёнами майскими»
1956 год
* * * | Но хотя по-весеннему солнце вставало и голубела в реке волна, всё же чего-то весне не хватало, чем-то была она не полна. |
Во все века и во все времена щедрой хозяйкой цвела весна. Как от бомбового удара трескался лёд, сердца веселя, и, клубясь, исходила паром истомившаяся земля; птицы первые запевали, и поднимались, теплом налиты, самые пёстрые, как в карнавале, самые радостные цветы. | Годы… И встают из былого первый прибой подпольных маёвок, первые ленточки алого ситца, гордые, мужественные слова и весна на взволнованных лицах, весна, предъявляющая права. Годы… А путь не из лёгких пройден. Светлой судьбой, дорогой ценой. Кумачёвое половодье шар захлёстывает земной. |
Первый звонок, первый звонок, первый звонок дан. А мне бы не слышать звона, не видеть дороги, повернуть бы благополучный свой чемодан кому-нибудь в ноги. Благоразумие… Это потом. Мне без тебя не спится. Мне бы вбежать в твой запретный дом, в двери б во все ломиться. И не затем, чтоб от бед спасти, а просто нужно очень, взять тебя на руки и унести. И разговор окончен. Второй звонок, последний звонок, и поезд вот-вот исчезнет, а я чемодан не брошу, в дом твой не ворвусь, наверно, я слишком порядочный, слишком честный… А может быть, просто трус.
1957 год
Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет, когда трубу к губам приблизит и острый локоть отведёт. Надежда, я останусь цел: не для меня земля сырая, а для меня — твои тревоги и добрый мир твоих забот. Но если целый век пройдёт, и ты надеяться устанешь, Надежда, если надо мною смерть распахнёт свои крыла, — ты прикажи, пускай тогда трубач израненный привстанет, чтобы последняя граната меня прикончить не смогла. Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся, какое новое сраженье ни покачнуло б шар земной, я всё равно паду на той, на той единственной Гражданской, и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.
«Сентиментальный марш»
Вы слышите: грохочут сапоги, и птицы ошалелые летят, и женщины глядят из-под руки — вы поняли, куда они глядят? Вы слышите, грохочет барабан? Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман-туман-туман… а прошлое ясней-ясней-ясней. А где же наше мужество, солдат, когда мы возвращаемся назад? Его, наверно, женщины крадут и, как птенца, за пазуху кладут.
А где же наши женщины, дружок, когда ступаем мы на свой порог? Они встречают нас и вводят в дом, а в нашем доме пахнет воровством. А мы рукой на прошлое — враньё! А мы с надеждой в будущее: свет! А по полям жиреет вороньё, а по пятам война грохочет вслед. И снова переулком — сапоги, и птицы ошалелые летят, и женщины глядят из-под руки… В затылки наши круглые глядят.
«Песенка о солдатских сапогах»
1986 год
У поэта соперника нету ни на улице и ни в судьбе. И когда он кричит всему свету, это он не о вас — о себе. Руки тонкие к небу возносит, жизнь и силы по капле губя. Догорает, прощения просит… Это он не за вас — за себя. Но когда достигает предела, и душа отлетает во тьму — поле пройдено, сделано дело… Вам решать: для чего и кому. То ли мёд, то ли горькая чаша, то ли адский огонь, то ли храм… Всё, что было его — нынче ваше. Всё для вас. Посвящается вам.