Эротика и война

Рассказывая о песне-марше «Эрика», я упомянул о том, что всегда и всюду пропаганда стремилась использовать сильные личные чувства солдат для решения задачи сплотить или, напротив, расколоть «коллектив», изначально призванный и обученный убивать. Солдаты особенно страшны, когда они начинают тосковать об оставленных ими любимых. Любовь, переплавленная в ненависть, удесятеряет её. Остаётся лишь направить эту самую ненависть в нужное русло.

Не секрет, что пули и снаряды — это лишь одна сторона войны. Параллельно всегда идёт война вроде бы незаметная, вроде бы безобидная, вроде бы и не война вовсе — психологическая война. Соотношение «горячей» и «холодной» войн зависит от целого ряда сопутствующих факторов и может изменяться даже в течение одной кампании. Элементами психологической составляющей войны являются слухи, ложь, дозированная информация, просто дезинформация и так далее. Например, существуют термины «чёрная пропаганда» (когда создается видимость, что нужная одной стороне «правдивая информация» исходит от противника), «серая пропаганда» (источник «информации» тщательно скрывается) и «белая пропаганда» (источник совсем не скрывается).

Разумеется, использование эротики в целях пропаганды не являлось единственным содержанием психологических операций во Второй мировой войне и вовсе не являлось пропагандистской доминантой, хотя и активно применялось всеми главными противоборствующими сторонами — не только в песнях, но и, например, в листовках, которые сбрасывались на головы вражеских солдат вместо авиабомб.

В эротической пропаганде, рассчитанной на противника, можно выделить следующие основные направления:

◉ Общее направление для всех:

— деморализация вражеских солдат путем создания у них настроения обречённости, недостижимости прежней мирной жизни с их любимыми и любящими женщинами;

— деморализация вражеских солдат путем перенаправления их ненависти на «тыловых крыс», которые развлекаются с их жёнами и невестами, пока сами солдаты гниют в окопах;

— деморализация вражеских солдат путем дискредитации лидеров их государств, которые имеют все блага и половые и прочие утехи, пока сами солдаты… и так далее;

◉ Специфическое направление для Германии с её политикой государственного антисемитизма:

— разжигание среди вражеских солдат резко антисемитских настроений, стремление посеять мысль, что союзники воюют и погибают ради прибылей еврейской верхушки, которая развлекается… и так далее, пока сами солдаты… и так далее;

◉ Специфическое направление для Германии и Японии, вынужденных, прямо или косвенно, воевать на два фронта:

— раскол в рядах союзников путём внедрения в головы вражеских солдат мысли, что одни союзники развлекаются… и так далее, пока другие союзники… и так далее.

Если говорить об эротической «листовочной» пропаганде, то идея раскола была — по-видимому, впервые во Второй мировой войне — реализована Германией. На головы французских солдат, оборонявших линию Мажино, сыпались миллионы листовок, сопровождаемых соответствующей устной обработкой через громкоговорители. На этих листовках были показаны французы в окопах и англичане, развлекающиеся в Париже с француженками. Такая пропаганда оказывалась чрезвычайно эффективной и полностью лишала французских солдат воли к сопротивлению. На листовке слева — надпись по-французски: «Француз! Остерегайся врага, который прикидывается другом!».

Аналогичный приём был использован и японцами, которые, в свою очередь, стремились вбить клин между американскими и австралийскими солдатами (картинка справа). Изображённый на этой листовке солдат-австралиец, воюющий на островах Тихого океана, интересуется причиной крика, доносящегося с родины. Его американский союзник находится в Австралии и, посматривая искоса на австралийца, говорит своей жертве-австралийке, чтобы та не волновалась, ибо «он»-де наверняка окажется в следующем списке убитых, раненых и пропавших без вести.

В конце 1944 год, когда Западный фронт немцев (впрочем, как и Восточный) трещал уже по всем швам, пришла очередь и Томми глотнуть столь же горькую пилюлю, что и французам в 1940 году. Помещённые здесь картинки дают представление о тех листовках, которыми обрабатывались британские войска в Европе. На одной из них (на той, что выше) практически обнажённая англичанка с удовлетворением говорит американскому солдату, обнимающему её: «You Americans are sooo different!» — «Вы, американцы, та-а-ак отличаетесь!».

А на оборотной стороне той же листовки (картинка ниже) читаем пояснение: «Британские солдаты! Вы сражаетесь и умираете вдали от вашей Родины, тогда как янки ставят свои палатки в доброй старой Англии. У них много денег и времени, чтобы приставать к вашим женщинам». И рядом изображена могила — характерная каска на простом кресте указывает на то, что это могила британца. Поверх картинки крупно написано: «А что же вы?»

Теперь мы переходим к основному мотиву эротической пропаганды: перенаправлению ненависти на окопавшихся в тылу процветающих «уклонистов». На стыке 1944 и 1945 годов на головы теперь уже американских солдат, продвигавшихся к немецкой оборонительной линии Зигфрида, были сброшены ракетами с воздуха такие листовки:

Они представляют собой целую серию под общим названием «Два способа быть на войне». На листовке, показанной вверху, под этим названием изображены убитые американские солдаты, и рядом — крупными буквами написанный вопрос: «И?». А на следующей картинке американским солдатам демонстрируются некоторые альтернативные «способы быть на войне»: оставшиеся за океаном сытые и довольные жизнью соотечественники неплохо развлекаются с женщинами у себя дома.

Посмотрите ещё и такую широко известную немецкую листовку, нацеленную на американцев:

На ней показана красивая блондинка, с явным удовольствием принимающая от хлыща с мерзкой причёской страстный поцелуй в своё обнажённое плечо. Поверх её соблазнительной груди читаем: «Джентльмены предпочитают блондинок». Оборотная же сторона этой листовки должна была, по задумке пропагандистов немецкой 10-й армии, нанести смертельный удар в самое сердце взявшего листовку в руки американского солдата: там изображён американец, инвалид войны, и красноречивая подпись гласит: «Но блондинкам не нравятся калеки».

Конечно, подобные приёмы психологической войны широко использовали не только немцы — те же американцы ничуть от них в этом не отставали. На листовке ниже, слева, жирный нацистский функционер засовывает руку под платье несчастной немки, муж которой воюет на фронте. И надпись: «Для нас на фронте есть только смерть и тревоги. Для бонз дома — наши женщины!».

Точно такой же приём использован в американской листовке, нацеленной уже на японцев. В тексте там говорится о том, что жёны и невесты японских солдат вынуждены становиться проститутками, которых покупают тыловые работники, зарабатывающие на войне всё больше денег.

Аналогичную тему развивает и советская листовка, датированная августом 1941 года (слева). На ней изображён эсэсовец, срывающий платье с молодой немки, тогда как маленькая её дочь слабыми своими ручонками пытается удержать мерзавца. Ниже — тяжело раненный в бою на Восточном фронте муж женщины и отец девочки. Картинки сопровождает обращение к немецкому солдату, который проливает кровь на фронте как раз тогда, когда тыловой эсэсовец насилует его жену в Германии.

(В скобках заметим, что в августе 1941 года такая листовка не могла быть эффективной. Кроме всего, она и сама по себе выполнена очень небрежно: зеркальное изображение свастики и крайне неудачный перевод текста на немецкий язык, разворачивающий смысл всей фразы на 180 градусов, должны были вызывать у читавших листовку немцев чувства, совершенно противоположные задумке пропагандистов).

Тема антисемитизма разрабатывалась немецкими пропагандистами весьма активно — как в связи с вопросом о потаённой цели войны («воюете за интересы еврейского капитала»), так и в связи с темой «тыловых крыс». Картинка внизу слева имела целью польских солдат, воевавших в Италии. Текст там очень простой и понятный: «Поляки! Вот за этих вы хотите умирать?».

Во множестве вариантов повторялась идея листовки, изображённой справа. Листовка эта была нацелена на англичан. Обнажённая рыжеволосая англичанка, почему-то с газетой «Таймс» в руке, стоит перед зеркалом, в котором отражается вовсе не она, а какая-то еврейка-брюнетка со зловещей ухмылкой на лице. Весь фокус в том, что в зеркале название газеты читается не как «TIMES», а как «SEMIT» (на самом деле, конечно, это не так, ну да кто под пулями станет в этом разбираться!). Таким образом в сознание английских солдат внедрялась мысль, что Великобритания ведёт войну за чуждые ей интересы еврейского лобби.

Следующие три листовки — это часть настоящего сериала «Девушка, которую вы оставили», героями которого (а какой же сериал без постоянных персонажей?) являются американка Джоан Хопкинс, её жених Боб Харрисон и богатый еврей Самуэль Леви, выходец из Восточной Европы, составивший в Америке капитал. В то время как Боб воюет в Европе, её невесту сначала взял к себе в личные секретарши, а потом и вовсе соблазнил старый еврей Леви, делающий на войне, на крови американцев, огромные деньги. И вот Боб возвращается — без ноги…

Подписи под картинками: «Сегодня она получает 60 долларов…», «Бедная маленькая Джоан! Она всё ещё думает о Бобе…» (между прочим, на обратной стороне этой листовки, показывающей, что Леви соблазнил девушку, читаем точно нацеленную фразу: «Теперь она знает, за что воюют Боб и его друзья») и «Это стало резким пробуждением для неё…».

Очень часто использовался ещё и такой приём. Листовка печаталась на полупрозрачной бумаге, а всё воздействие строилось на контрасте: если посмотреть на свет, то становилось видно изображение, напечатанное с обратной стороны, и это изображение производило эффект удара хлыстом.

Вот пример такого приёма. Немецкая листовка, ориентированная на поляков:

На лицевой стороне (слева) — счастливая польская девушка с полевым цветочком в зубах и вопрос: «Безмятежная молодость или жестокая судьба?». Справа — эта же листовка, если смотреть её против света. Отчётливо проявляется нарисованная с обратной стороны картина изнасилования польской девушки красноармейцем (потому что в будённовке со звездой) совершенно дикого вида.

А немецкая листовка, показанная ниже слева, относится ко времени боевых действий в Италии и изображает практически обнажённую женщину в американской каске. Позади неё мы видим гибнущего в атаке американца, а ещё дальше — заокеанские небоскрёбы.

Вообще, закономерностью является «ужесточение» пропагандистской эротики в периоды кризисных ситуаций на фронте. Справа вы видите листовку, использованную немцами в самом конце войны. На ней изображена уже совершенно голая женщина, которую обнимает сзади скелет в остатках британской военной формы. Под картинкой подпись: «Томми, это твой следующий отпуск!».

Впрочем, и у американцев целый ряд листовок представляет собой безусловную порнографию. При этом они иногда практиковали эротические фотомонтажи (например, с целью дискредитации Гитлера) — говоря по-современному, примитивный «фотошоп».

Валентин Антонов, декабрь 2005 года

В Интернете не так много общедоступных сайтов, посвящённых использованию эротики и секса в психологических операциях. Вот два из них: здесь и здесь.